ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ (ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК)

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ (ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК)
- обстоятельства политического, социально-экономического и иного характера, обусловливающие полное или частичное несоответствие основного закона страны изменившимся условиям жизни общества, вызывающие необходимость принятия новой конституции либо внесения поправок в действующую конституцию. Мировая практика свидетельствует о том, что принятие новой конституции связано: 1) со сменой политического режима в стране; 2) с изменениями в социально-экономической и политической сферах, новой расстановкой политических сил в стране; 3) с образованием нового государства. Во всех случаях принятие конституции, внесение в нее изменений и дополнений отражают изменившийся баланс социальных сил, претендующих на власть. Принятая (измененная) конституция как раз и призвана закрепить новое соотношение таких сил.

Принятие действующей российской Конституции было трудным, порой драматичным процессом. Конституционные перемены ко времени ее принятия были объективно необходимы. В течение 1990-1992 гг. в действовавшую Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено в общей сложности более 350 поправок. Впервые вопрос о новой федеральной Конституции был поставлен I Съездом народных депутатов РСФСР, тогда же (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная комиссия. Уже в августе 1990 г. была разработана концепция, а в сентябре - первый вариант проекта Конституции РФ. В ноябре 1990 г. он был опубликован для всенародного обсуждения. Обсуждение официального проекта Конституции протекало сложно, появились альтернативные проекты. Только в октябре 1991 г. официальный проект Конституции был внесен на рассмотрение V Съезда народных депутатов. В марте 1992 г. проект повторно был опубликован в печати. Третий вариант официального проекта Конституции РФ был одобрен Конституционной комиссией 16 октября 1992 г. Однако последующие, особенно внеочередные VIII и IX Съезды народных депутатов, подтвердив курс на осуществление конституционной реформы, необходимость продолжения работы над проектом новой Конституции, в то же время приняли решение (март 1993 г.) выработать проект основных положений новой Конституции, согласовать его с субъектами Федерации и после этого вынести на всероссийский референдум.

С подобным ходом развития конституционной реформы не согласился Президент РФ. С марта 1993 г. между Президентом и Верховным Советом начались разногласия. Проведенный по инициативе Президента 25 апреля 1993 г. референдум выразил доверие Президенту РФ и высказался за досрочное переизбрание народных депутатов. 29 апреля 1993 г. на заседании Совета глав республик в составе РФ по инициативе Президента РФ было решено созвать Конституционное Совещание, которое должно было выработать согласованный проект Конституции. Однако по инициативе Председателя Верховного Совета РФ 7 мая было созвано заседание Конституционной комиссии без ведома ее Председателя - Президента РФ, на котором было заявлено, что Конституция РФ должна быть принята на Съезде народных депутатов. Это же было подтверждено 12 мая на совещании руководителей Советов народных депутатов всех уровней. В тот же день Президент утвердил состав рабочей комиссии по доработке проекта Конституции под своим председательством. В Указе от 12 мая 1993 г. "О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации" Президент постановил закончить эту работу до 10 июня 1993 г. Основной текст Конституции был подготовлен Конституционным Совещанием, которое организовал Президент РФ в июне - июле 1993 г. Но в сентябре - октябре Конституционное Совещание и рабочая комиссия вновь вынуждены были вернуться к одобренному уже тексту в связи с предложениями субъектов Федерации, поступившими в летне-осенний период, а также в связи с уроками октябрьских событий в Москве. В итоге в декабре 1993 г. путем референдума новая Конституция была принята.

(В.Ч.)


Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. . 2002.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ (ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК)" в других словарях:

  • Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… …   Энциклопедия инвестора

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… …   Энциклопедия инвестора

  • АВСТРАЛИЯ — 1) Австралийский Союз, гос во. Название Австралия (Australia) по расположению на материке Австралия, где находится свыше 99% территории гос ва. С XVIII в. владение Великобритании. В настоящее время представляет собой федерацию Австралийский Союз… …   Географическая энциклопедия

  • СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»